Форум » Дикорастущие орхидеи. » Эпипогиум-2011: пятая поездка по поиску надбородника безлистного » Ответить

Эпипогиум-2011: пятая поездка по поиску надбородника безлистного

Peter Efimov: Вот и завершилась наша пятая, "юбилейная" поездка по поиску надбородника безлистного на Северо-Западе, проходившая в Бокситогорском районе Ленинградской области, и, сразу скажу, не принесшая основного ожидаемого результата. Все-таки не такое это простое дело, найти эпипогиум. Предваряя художественную часть отчета, сообщу краткую информацию о нашем выезде. Поездка в этот раз состояла из двух частей, не похожих друг на друга - поэтому, в начале ЧАСТЬ 1: урочище Нунгоша - поля Мордора Выгрузившись из поезда в Пикалево (кроме нас на этой станции сходило еще 1 или 2 человека, а станция не была даже указана в перечне остановок состава), мы сразу же поймали местного таксиста, который быстро довез нас до начальной точки нашего маршрута, деревни Анисимово. Как выразился водитель, "пьяная деревня" - как и везде, делать там людям нечего, вот и... Не задерживаясь надолго, в деревне уточняем маршрут, набираем воды и отправляемся к озеру Нунгоша. На часах около трех, жара, рюкзаки тяжелые. Путь оказался малоприятным. Если поначалу дорога была еще более-менее проезжей и шла через луга, то вскоре она превратилась в грязнющую лесовозную колею, к тому же местами заросшую травой по пояс - с прошлого года ее, как видно, не использовали. Оно и понятно - почти что до самого озера леса мы не видели. Он весь оказался вырублен - превращен в постоянно сменяющие друг друга вырубки, большей частью неубранные и заваленные некондиционными стволами - очевидно, работа черных лесорубов. Вырубки отграничены одна от другой узкими прозрачными полосками леса, шириной в одно-два дерева. Ясное дело, что поиск надбородника в этих местах мы и не затевали. Но нашлась интересная достопримечательность - котловина небольшого карстового озерка (метров 100 в поперечнике) с двумя свежими провальными воронками на дне. Дело в том, что в этой местности залегает толстая плита известняков, в которых вода точит проходы, и развит карст - подземные водотоки, провалы, исчезающие реки и подобное. Интересно что это озеро было явно очень глубоким, действительно "воронкообразной" формы. Однако идти было тяжело, и мы остановились на ночевку у моста через речку Дреховка, не доходя 2-3 км до озера. Мы рассудили, что там может оказаться трудно найти подходящее место для стоянки. По традиции наших стоянок на переходах, Дреховка - ручеек с дебитом не более литра в секунду, представляющий собой каскад бобриных ГЭС среди подтопленных участков леса. Костер развели на мосту представляющем собой кучу досок, которые и жгли. На следующий день продолжили путь к Нунгоше, и вышли на вполне приличную дорогу (по ней был запланирован путь "обратно"). Пройдя по ней пару метров, та дорога, с которой мы вышли, оказалась уже не видна - если бы путь шел в противоположном направлении, дорогу мы попросту не нашли бы. По хорошей дороге подходим к озеру, и начинаем поиск места для стоянки. Сперва берег представляет собой затопленное болото, дальше берег становится высоким, но заросшим кустарником и без приличных подходов - на 20-30 метров тянется полоса водной растительности и ила, к тому же негде спрятаться от солнца и мало дров. Дорога к этому времени ушла в сторону леса, и нам приходится с нее сойти в заросшую колею, чтобы придерживаться берега озера. Идти очень тяжело - жара, духота, дороги под ногами из-за травы почти не видно, часто оступаемся в колею. Из-за этого на выходе я подвернул себе ногу. Уже порядком разморенные двигаемся по берегу дальше, и добираемся в конце концов до северной оконечности озера, где встаем в небольшом лесочке. Поначалу хотели встать в более открытом месте у дороги, но решили спрятаться, т к у края леса Татьяна обнаружила дом (точнее сарай) в котором явно кто-то жил. В этот день никуда больше не идем, разбиваем лагерь и купаемся в озере. На следующий день я отправляюсь на разведку в лес в сторону речки Пярдомля и осматриваю лес и болота в районе озера Глухое к северу от Нунгоши. Лес там тоже большей частью выбран, даже заметно сильнее чем на снимке местности Google, который у нас с собой. В общем, решаем что надбородник мог сохраниться где-нибудь в небольших перелесках, по краям ручьев или болот, но искать его трудно и малорезультативно. Пярдомля тоже оказалась бобрятней, с затопленным лесом и без выраженного русла. Из орхидей нашелся дремлик лесной, тайник овальный,пальчатокоренники пятнистый и фукса, любка - и все. В общем, ничего интересного. Правда, нашли редкий злак бухарник. Вечером к нашему лагерю вышла бабушка, которая, как оказалось, и жила в сарае по соседству, и была очень удивлена, так как народ в эти места не добирается. Ее саму забросили туда по воде. Она нам рассказала про эти места, про то, как видела лет 40 назад это озеро совсем без воды (оно тоже карстовое и его сток - чисто подземный, ни один ручей из озера не вытекает). Деревня, которая когда-то была на берегу озера, исчезла, по ее словам, тоже лет 40 назад - она помнит единственный дом. На следующий день мы решаем прекратить поиски и покинуть эти места. Договариваемся идти на речку Рагушу. Эта речка в нижнем течении объявлена памятником природы из-за геологических особенностей - в сухой сезон у нее есть участок сухого русла, где вся ввода уходит в карстовые щели и течет под землей. Я был в тех местах в школьные годы, и интересно посмотреть, насколько все изменилось и показать тамошние красоты коллегам. Однако, путь оказывается неблизким, и поначалу наш маршрут не совсем понятен, так как на карте указано несколько дорог и мы не знаем, какой путь будет легче. Как часто и бывает, тех дорог что обозначены на карте не оказывается вообще, и имеется другая дорога. Как мы поняли впоследствии, она была сделана во время мелиорации и расчистки полей у Нунгоши, чтобы собирать и вывозить силос, и одновременно - возить лес. Местами эта дорога оказалась подраздолбанной, но идти, в сравнении с дорогой из Анисимово, было легче - больше всего путь осложняло то, что мы не знали куда дорога выйдет. Навстречу прошла пара уазиков, но в одном люди вообще не знали, куда сами едут, а во втором сидели эстонцы и наш вопрос про "деревню Зубакино" восприняли как вопрос "про собак". В конечном итоге эти веселые ребята нам помогли, когда уже двигались в обратном направлении и увидели, что мы все еще тащимся. Они подвезли нас в кузове последние 2-3 километра до шоссе - если бы не они, нам пришлось бы туго: оказалось, что шоссе, ведущее к месту нашей стоянки на Рагуше, столь мало используется что подобрать нас там было уже некому. Уже весьма уставшие, под вечер приходим на Рагушу и минуем пустующую стоянку школьников из бывшего "дворца пионеров", где и я был в их числе когда-то (в этом году они стояли там в июне). Стоянка представляет собой кострище, стол и сиденья из бревен, жерди для навеса и дощечку на веревочке, с одной стороны которой написано "open", с другой - "closed". Далее не стволе бумажка с надписью - "это Рагуша, детка", которую мы воспринимаем как предупреждение от начинающих гангстеров, типа "ты попал в ад, милый". Итак, ЧАСТЬ 2 - "Это Рагуша, детка". Здесь все оказывается передо мной как в тумане и пальцы промахиваются мимо букв на клавиатуре. Рассказ об этом замечательном месте невозможен без фотографий, с чем Стас и Татьяна справятся гораздо лучше меня. Только очень прошу, Татьяна, пожалуйста, не забудьте написать про миногу!!!