Форум » Дикорастущие орхидеи. » Поездка по поиску надбородника безлистного - 2013 (7-й сезон!!!) » Ответить

Поездка по поиску надбородника безлистного - 2013 (7-й сезон!!!)

Peter Efimov: Коллеги, поездка по поиску надбородника в этом году будет происходить по новой схеме в связи с тем, что впервые нам стало известно место произрастания этого растения в пределах пешеходной доступности от шоссе. Место находится на востоке Ленинградской области в 2 км от вполне нормальной дороги. Поездка будет автомобильная, ее план такой: 26 июля (пт) - заезд, установка лагеря предположительно на берегу р. Капша; 27 июля (сб) - поиск Epipogium aphyllum (для желающих возможен заезд прямо в этот день, с выездом из СПб в 6 утра). Ночевка на старом или новом месте; 28 июля (вс) - для части коллектива возможен отъезд (в том числе можем обеспечить общественный транспорт в форме автобуса из Тихвина), я и остальные желающие следуют в район Остречин. 29-31 июля - пребывание в Остречинах. Если кто не помнит, это тоже восток Ленобласти, туда мы ездили уже неоднократно и там нашли Epipogium впервые. В отличие от первой половины поездки, дороги будут плохие со всеми вытекающими последствиями. Скорее всего, в это время мы там встретим наших коллег ботаников, с которыми мы встречались в некоторых предыдущих поездках. Несмотря на то, что поездка будет ленче чем в прошлые годы, участники все равно должны быть подготовленными в физическом плане, так как переходы, во-первых, будут (хотя однодневные и без большого рюкзака); а во-вторых, теоретически возможны форс-мажоры в связи с тем, что дорога во второй половине поездки в крайне плохом состоянии и крайне труднопроезжаемая. Так как поездка уже скоро, пишите в теме или мне в личку, если вы желаете присоединиться. На данный момент, со стороны СПОЛО список подтвержденных участников следующий: Zlata Татьяна Смаль Лена Кропп Влад Я

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Татьяна Смаль: Две фотки Лены. Я кормлю комаров. Куда дальше? Идём обратно к дороге. Фото Лены - след волка.

Татьяна Смаль: Дорога. И опять грибы!! Торчат прямо из-под брёвен настила дороги. Колокольчик львиноголовый Нет сил уже заканчивать, ещё на вечер осталось фоток. Наверно, послезавтра!

Peter Efimov: колокольчик львиноголовый campanula cervicaria!!

Татьяна Смаль: Петя, спасибо, исправила. Счастливого пути!

Victoria L K: Ребята, какие же вы молодцы Страсть, как завидываю белой завистью таня, огромное спасибо за этот увлекательный рассказ

Татьяна Смаль: Вика, огромное пожалуйста, стараюсь писать с душой, вспоминая и переживая ещё раз впечатления о поездке. Хочу ещё сказать , что мы не просто прогуливаемся и любуемся, а участвуем в спасении биологически ценных квадратов первичного леса, где и встречается эпипогиум. Данные о точках находок передаются нашим ботаникам института Комарова, а они напрямую работают с лесозаготовительными компаниями. Эти участки не вырубаются, действительно, и здорово, что в этом есть и наш маленький вклад.

Наташа: Таня, мне тоже очень нравится, не всегда пишу т к наш форум что-то у меня стал глючить: цитаты не вставить, смайлики.. Но вот твои репортажи и репортажи наших форумчан о поиске орхидей, жду с интересом. Читаю с домачадцами, всем очень интересно, Спасибо!

Irene: Наташа пишет: т к наш форум что-то у меня стал глючить: цитаты не вставить, смайлики.. Наташа, откатись на предыдущую версию Эксплорера, это проблемы с IE10.

Татьяна Смаль: Наташа, спасибо! Попробую сегодня докончить начатое. На сухих деревьях на сплавинке у берега озера было и есть царство ящерок, всех размеров и вариантов окраски. Если не шуметь, они быстро возвращаются , спугнутые , на своё бревно, каждая на свой его участок, и блаженно замирают на солнце. Ожидая клёва, пробовалакормить их, кидая на бревно кусочки дождевых червей (по традиции привезённых из Питера! ). Смешно, по-бульдожьи хватают и трясут добычу, очень интересно за ними наблюдать. Сплавинка, кстати, стала более "мокрой" и топкой, поэтому фотик далеко не всегда сюда носила. Но несколько кадров сделала. Таким валетиком - почему? Убегали, возвращались, и опять так ложились. Будущая мама,наверно. А эта, похоже, уже родила ( это живородящие ящерицы) Ну а тут непонятно, может папа?

Татьяна Смаль: В тот день вечерком мы ещё проверили одну точку, найденную 3 года назад Гришей, на островке в болоте неподалёку от дороги. Кажется, было одно-два растения тогда. В этом году-пять. На таких островках эпипогиум часто седствует с гудайерой, которая уже отцветала. Фотка торопливая , просто чтобы показать факт. Опять нас преследуют грибы, и мы не в состоянии проходить мимо Интересно, что когда целенаправленно ищешь надбородник, грибов не замечашь, глаза настроены только на него. Лена после первой самостоятельной находки надбородника тоже переключилась на него и слава богу, уже складывать грибы было некуда... Конечно, для макро - фотографа здесь рай, столько интересных мхов, грибочков всяких... Надо покупать хороший макро - объектив.... Назад шли не торопясь, разглядывая разные интересности. Стас, это что - кап или нет? Дерево не выдержало и сломалось в месте этого напыва. Такая аппетитная кочка, сыда б эпифита какого- нибудь посадить... Лобария, краснокнижный лишайник, здесь встречается нередко.

Татьяна Смаль: Такие забавные трутовики - копытца ! А Лена меня сфотографировала . Вечер в лагере. Готовим ужин, отдыхаем, общаемся. А Лена ещё и вяжет! В этом году автопоход - без привычной раскладки, тушёнки и крупы в рюкзаке. Меню несколько отличалось поэтому. Вино на ужин - ежедневно (в рюкзаке не унесёшь!) Традиционный компот варили, конечно, с вечера, хотя убийственной жары 4-го сезона не было. Стол ломится ( в прямом смысле! ), хотя ужин ещё не готов. Натюрморт почти в стиле голландцев. Рябину клали в чай - вкусно и почему-то совсем не горько!

Татьяна Смаль: 30-го -предпоследний день нашей поездки, был насыщенным событиями и физической нагрузкой для части нашего коллектива. С утра решили прогуляться до точки за озером, тоже находка Гриши, болотный островок. Мы с Леной вначале вообще хотели поотлынивать и пособирать домой малины, но отпускать одного Петра в болота тоже как-то неправильно, да и интересно -что там в этом году. По прошлому походу помнилось, что болот будет много. ПРавда, тогда нас вёл Гриша, лесоинженер, своей какой-то тропой, а теперь мы идём по навигатору напрямик Болота сменяются вырубками, заваленными ветками и пнями, полными брусники и змей. Команда состоит из длинноногого Петра и двух дам пенсионно - предпенсионного возраста - я и Лена. Влад и Мария остались в лагере (по секрету -Мария - мама Влада.) Владу сегодня 30, вечером будем праздновать. Но это позже, а пока мы топаем по вязкому мху , стараясь не слишком отставать от Пети. Лес участками старый, первичный, присутствуют сосны разного возраста, до совсем старых. Встречаются участки советских вырубок, которые потом засадили ёлочками и соснами правильными рядами, "гнёздами " по 5-6 деревьев в одну ямку. Видимо, планировалась прочистка и прореживание, но в стране произошли изменения, и ёлочки были забыты под давлением куда более серьёзных проблем.... Фоток этого похода у меня мало, так как фотик был упакован в рюкзаке от попадания в воду. Мне не повезло в самом начале, при переходе болота попала ногой в яму, потеряла равновесие , намокла по пояс и начерпала полные сапоги. А фотик, слава богу , не намок . Вот мы идём по дороге "туда". Тепло, хорошо! Вдоль дороги на траве по-осеннему много паутинок, куда попадают пушинки семян иван-чая, образуя причудливые фигуры.

Татьяна Смаль: В лесу опять много грибов, белые стоят хороводами. Даже Петя не в силах пройти мимо, а ведь нам ещё идти и идти! Так, хлюпая по болотам и сгребая боровички на пригорках, дошли до точки. Результат поиска радует, всего нашлось 20 растений, разбросанных по островку леса. Крупных куртинок не было, большинство - одиночные 2-3 цветковые. Пётр, кажется, поснимал там, я почти нет. Вот Лена у своей находки (на фото под правым коленом) Здесь несколько экземпляров в центре, тоже нашла Лена, они почти отцвели, и снимок на ярком солнце не получился. Гудайеры тут тоже было много. Собрались уходить назад, и тут Пётр предложил нам вернуться не прежней дорогой (вернее, бездорожьем), пойти вперёд и обогнуть полностью озеро, вернувшись с другой стороны. Путь по навигатору (прямая, соединяющая точки) подлиннее, и совсем неизвестно, что там -болота, завалы упавших деревьев или приличный лес. Вероятно, наша траектория будет вовсе не прямой и соответственно длиннее заявленных Петей 3 км (в этом я с самого начала не сомневалась вовсе ). - Ну что, девушки, идём? А куда денешься с подводной лодки... сделать круг вокруг озера мы хотели с самого первого приезда сюда, но как-то не складывалось. Меня пугал немаленький размер озера и явно сильно заболоченные окраины его. Впереди ещё вытекающий из озера ручей, его надо будет преодолевать. Нам с Леной вовсе не хотелось возвращаться опять теми же болотами и трудно-пролазными вырубками, а тут надежда - а вдруг там ждёт чудесный прогулочный лес? Полный, понятное дело, эпипогиума.. И мы согласились!

Татьяна Смаль: Лес и правда вначале был вполне приличным. Мы старались поменьше отвлекаться на грибы, шли быстро, и фотографий очень мало. Вот ванна кабанов. Хозяев не видели. Ёжик. Впервые вижу здесь ёжика, да ещё и в чаще леса. Много лосей, видели старый полуистлевший сброшенный рог и скелет лосёнка . При входе в лес на влажной глине дороги видели следы медведицы и малыша. На всякий случай стараемся шуметь , у меня с собой стащенный у дочки тренерский свисток , а Пётр заранее подготовился, выучил несколько речей нашего самого - самого главного уже в прошлом политика, того, что слегка картавил. . Произносил он их громко и очень -очень близко к оригиналу по произношению и выражению. Медведи явно были в шоке , а вот если б в лесу случайно оказался какой-нибудь преклонных лет(из тех, кто в своё время это всё конспектировал) лесник-лесоруб - охотник и ЭТО услышал - точно б хватил удар.... "призрак коммунизма бродит...." Преодолев несколько "нестрашных" болотинок между участками красивого леса, вышли к болоту, уходящему к самому горизонту и уже явно негостиприимному. Мёртвые и чахлые берёзки, высокая трава, окошки воды - нам с Леной это явно не понравилось, а линия нашего маршрута на навигаторе прямиком вела туда Экстренное совещание группы большинством (мы с Леной!) решило - в болото не лезем, а идём краешком леса, пусть дальше и дольше. Так и шли, периодически вылезая поглядеть на болото - как оно там? Естественно , расстояние до лагеря по навигатору почти не уменьшалось и порой даже увеличивалось. Где-то тут встретился эпипогиум - новая точка. Всего пара растений - но тем не менее, есть. Если б мы продвигались медленнее , наверняка ещё б нашли - есть он в этих краях. Но мы спешили - на вечер намечено поздравлять Влада!

Wolf: Хорошие, Татьяна, иллюстрации к Вашему рассказу! Почему живородки, возвращаясь, вновь устраивались валетом? Так им сподручнее контролировать потенциальные приближающиеся опасности со всех сторон.

Татьяна Смаль: Володя, спасибо! Я ещё не закончила - добавила в предыдущее сообщение. Так мы шли, шли, в одном месте из-за болот пришлось петлю сделать длиной в км. Ну и наконец дошли до ручья и стало понятно, в чём причина заболачивания. Мы уже с этим сталкивались...бобры!! Плотина старая, уже похоже бобры ушли оттуда, но последствия остались. Какой перепад большой! Ручей выше плотины превратился в болото шириной чуть ли в км! Была мысль разломать остатки плотины, но ни времени, ни сил. В следущий приезд... Перешли через ручей и вскоре вышли на заросшую кустами старую дорогу (Стас, по ней мы шли в первый день первого приезда сюда, планируя встать на ручье). Теперь уже веселей- болото обошли, вдалеке видно зеркало воды. К 8 вечера вернулись в лагерь - и прямо за праздничный стол! В меню салат, грибной суп и ризотто с грибами "Породистое" красное винцо закусывали сперва домашним салом, потом шоколадом и сухим тортиком "Север". Много добрых пожеланий юбиляру и подарки - походное снаряжение. Ну -и за нас, за дружбу, за благополучное окончание экспедиции - ведь завтра домой...

Татьяна Смаль: Утро последнего дня... Мы с Леной встали пораньше пособирать малинки домой, остальных больше прельщали грибы. Прилетел жук -усач скзать нам "до свидания". Их тут немало, разные. Этот был самый усатый Лети, малыш! Последние кадры в лагере - эти грибочки Петя собрал за полчаса и повезёт домой. А малину мы с Леной набрали! Едем домой... От Посада другой дорогой мимо Пидьмозера - очень красиво там! По дороге заехали посмотреть Свирь, отдохнуть слегка - в районе деревни Заостровье. Очень красивые места там. Тёплая вода, мелко. Побродили, полюбовались. И- уже без остановок - домой. Светлая грусть от того, что всё позади...но уже есть планы на следущий сезон, и опять отпуска будем планировать на время цветения эпипогиума! У меня всё, хорошее макро добавит Пётр. .

Irochka: Татьяна, огромное Вам спасибо! Такой интересный рассказ, а фото!

Татьяна Смаль: Ира, спасибо! Из забытого, добавления. При обходе озера в маленьком болотце нашли весьма редкий там тайник сердцевидный. Получилось забавно, Пётр сказал - в таком болотце он может встречаться. Я остановилась, глянула под ноги - и сразу вижу знакомые парочками листочки. Мелкие, обглоданы улитками. Доставать фотик в болоте не стала, Пётр забрал один экземпляр в гербарий. Покружили вокруг-больше не нашли, только те, подножные. Ну и ещё про одну точку эпипогиумную забыла, в день отъезда завернули по дорожке в "заозерье" порезать домой подберёзовичков на отвалах песчаной просеки. Отошла в лесочек - перед дальней дорогой и - опять эпипогиум , совсем близко от основной дороги и от просеки, такого доступного не находили ни разу. Тоже пара растений. Сколько всего в итоге в тех местах теперь эпипогиумных точек - сложно сказать, Пётр посчитает, но не менее десятка. Мы ж не все навестили, к дальним островкам болотным не ходили. Лес там всё-таки роскошный, "живой".

Irene: Татьяна Смаль пишет: Пётр посчитает, но не менее десятка. Мы ж не все навестили, к дальним островкам болотным не ходили. Лес там всё-таки роскошный, "живой". Урожайная поездка получилась! Таня, репортаж очень интересный и фото отличные.